КГБПОУ ЧГТТ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Информация об условиях обучения инвалидов и лиц ОВЗ

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в КГБ ПОУ ЧГТТ
Добавлено: 14 февраля 2019 1:13

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

в КГБПОУ ЧГТТ

 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года  № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

           В целях реализации права каждого человека на образование в КГБПОУ ЧГТТ  создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования инвалидами, обучающимися с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ.

           Над созданием психолого-педагогических, материально-технических условий для комфортного обучения,  социальной поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ активно работают преподаватели техникума, социальный педагог, педагог-психолог. Учитывая особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, сотрудники техникума развивают у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формируют культуру здорового и безопасного образа жизни, активную гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.

Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с основными показателями

№ п/пПоказатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностьюУсловия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в КГБПОУ ЧГТТ
1Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В 2018/2019 учебном году в  КГБПОУ ЧГТТ обучаются инвалиды в количестве 3 человека. Обучение по специальностям среднего профессионального образования (для обучения по профессиональным программам подготовки специалистов среднего звена): 1.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического  оборудования (по отраслям)-1 чел.-ОДА 2. Техническая  эксплуатация  подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)- 1 чел.-нарушение слуха. Обучение по основным программам  профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования или среднего общего образования):  Повар -9 чел, один из них –нарушение слуха
2Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материаловОбучающимся техникума при возникновении необходимости предоставляются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы предоставляются по запросу.
3Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользованияСпециальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования в случае необходимости могут быть предоставлены инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированными образовательными программами, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Реализация адаптированных образовательных программ в техникуме осуществляется с использованием технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, а также с использованием специальных технических средств обучения. Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями здоровья. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет, а также с использованием элементов дистанционного обучения. Процедура проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью может быть установлена с учетом их индивидуальных психофизических особенностей с использованием специальных технических средств обучения. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости будет проводиться подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
4Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, специальных технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользованиеВ 2018/2019 учебном году в КГБПОУ ЧГТТ обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, нуждающиеся в специальных технических средствах обучения индивидуального пользования в постоянное пользование, отсутствуют. В случае возникновения потребностей специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование  могут быть предоставлены (по запросу обучающегося/законного представителя обучающегося).
5Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощьВ 2018/2019 учебном году в КГБПОУ ЧГТТ  обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, нуждающиеся в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, отсутствуют. В случае необходимости эти услуги могут быть предоставлены. 
6Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятийПсихолого-педагогическое сопровождение реализуется  педагогом-психологом Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Шаманской И.В.. в тандеме и социальным педагогом техникума Макуха А.Ю. Проводятся  тренинги с инвалидами и обучающимися с ОВЗ  по следующим направлениям: -  эффективная межличностная коммуникабельность студентов; -  обучение навыкам самоконтроля; -  развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды; - обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях; -  формирование лидерского потенциала; -  повышение самооценки личности лиц с ОВЗ; -  групповая психотерапия лиц с ОВЗ. Оказывается психолого-педагогическая помощь  в виде консультаций для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, имеющих проблемы психологического характера, проводятся семинары и беседы по профилактике алкогольной и наркотической зависимостей, ведению здорового образа жизни. Социальный педагог — социально-педагогическое сопровождение семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением. Взаимодействие с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью в социум. Педагог – психолог осуществляет психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по  взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением и психологическое сопровождение образовательного процесса, социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мастера производственного обучения — организация коррекционно-развивающей образовательной среды, выбор и использование методического и технического обеспечения образовательного процесса. Планирование образовательной деятельности с учетом нозологии, структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
7Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностьюУчебный корпус оснащен пандусом и специальными поручнями. Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов. Установлены информационно-тактильные знаки, схемы движения по объекту, информационная строка. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями 
8Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностьюВ КГБПОУ ЧГТТ особое внимание уделяется адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ к образовательной среде. Исходя из индивидуальных потребностей обучающихся (в том числе инвалидов и обучающихся с ОВЗ) и конкретной ситуации, в техникуме ведется групповое и индивидуальное консультирование студентов по организационным, образовательным, правовым, социальным вопросам, созданию условий для психологического комфорта студентов. Особое внимание уделяется работе с семьями обучающихся: по запросу родителей (законных представителей) инвалидов и обучающихся с ОВЗ им может быть оказана юридическая, психолого-педагогическая консультативная помощь. Консультации, консультативные занятия проводятся специалистами, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ведется внеучебная (воспитательная) работа со студентами; оказывается содействие в организации отдыха, трудоустройстве и т.д.



КГБПОУ ЧГТТ осуществляет обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании нормативных документов, регламентирующих работу с инвалидами и лицами с ОВЗ.

 Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

- развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

- обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

- доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

- предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

- создание условий для освоения социальных навыков;

- обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями, закрепляет право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012

Ст. 55 п. 3 Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Ст. 79. п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Ст. 79. п. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Ст. 79. п. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных

учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Ст. 79. п. 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Ст. 79. п. 5.. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ст. 79. п. 6. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Ст. 79. п. 7. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"

Особенности приёма в техникум  обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.                 

1. Приём в техникум осуществляется в соответствии с «Правилами приема в  КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический  техникум», утверждёнными приказом директора техникума и на основании заключения медицинской экспертной комиссии.

Правила приема размещены на сайте техникума

2.Требования к поступающему:

  -  На обучение в техникум принимаются обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, которым, согласно заключения федерального учреждения медико-социально- экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальной программой реабилитации инвалидов, не противопоказано обучение  по специальностям техникума.

  Заключение должно содержать:

- медицинские показания для возможности осуществления образования по основной профессиональной образовательной программе;

-рекомендуемую учебную нагрузку на обучающегося (количество дней в неделю, часов в день);

- оборудование технических условий (при необходимости);

- сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости);

- возможность получения дополнительного образования;

- организацию психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю).

3. Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды  при поступлении подают стандартный набор документов:

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

      • Документ об образовании;
      • Документ, удостоверяющий личность КОПИЯ;
      • Четыре фотографии (3*4)
      • Справка о прохождении медицинской комиссии

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

      • страховой медицинский полис 
      • СНИЛС (при наличии)
      • Характеристика
      • Льготные категории граждан предоставляют подтверждающие документы

Поделиться: